Атака "тандема"
Точка на возможном пересмотре российско-украинских соглашений по газу была поставлена в Харькове. Вслед за отказом российского президента Дмитрия Медведева встречаться с украинским коллегой Виктором Януковичем в Душанбе - Янукович публично выражал надежду, что он сможет обсудить с Медведевым энергетические проблемы, однако встреча так и не состоялась - в игру вступил другой - или первый? - представитель пресловутого тандема, российский премьер Владимир Путин.
Выступая на открытии первой очереди "Северного потока", глава правительства России отметил, что подводный маршрут, о необходимости которого было так много дискуссий, избавит его страну "от диктата транзитных стран". Это достаточно прозрачный намек в сторону как Киева, так и Минска. Но пока что по подводному газопроводу планируется поставлять дополнительные объемы российского газа, а для того, чтобы "Северный поток" действительно стал представлять угрозу украинскому транзиту, необходимо строительство дополнительной очереди, о которой раньше и речи не было. С речи Путина начинается борьба за привлечение инвестиций для такого строительства: так газопровод, который вначале вроде бы задумывался как средство для расширения поставок, превращается в орудие борьбы с транзитными странами. И если ближайшей зимой мы станем свидетелями новой российско-украинской газовой войны, она будет только на руку Москве: так Путину будет проще убедить инвесторов вложить деньги в новое строительство. Украинские руководители, лучше чем любые европейцы знающие, что на самом деле означает слово "строительство", должны понимать, насколько в этом заинтересован российский премьер-министр.
Стоит заметить, что не оправдался и другой украинский расчет - на разногласия в тандеме. Харьковские соглашения во многом базировались на желании Януковича сделать политическое одолжение российскому коллеге - в расчете на то, что благодарный Медведев поможет ему добиться отмены столь не нравящихся Киеву контрактов. И, вполне возможно, что во время встречи в Харькове какие-то устные заверения действительно делались - Медведеву было крайне важно получить от неопытного партнера согласие на продление сроков базирования ЧФ, выходящее за пределы ранее достигнутых договоренностей.
Но российский президент не имеет ни возможности, ни - что самое главное - желания - влиять на позицию "Газпрома". Это - парафия премьера, оскорбленного харьковским поступком Януковича до глубины души. Так что точка на возможном пересмотре российско-украинских соглашений по газу была поставлена именно в Харькове, во время получения скидки.
Удивительно, что команда Януковича не захотела учесть печального опыта белорусского президента Александра Лукашенко, также попытавшегося воспользоваться разногласиями в "тандеме" для получения экономических выгод. Конечно, соперничество в "тандеме" существует - есть и проблема 2012 года, и борьба команд, и интерес к ресурсам. Но это соперничество никак не связано с ситуацией на постсоветском пространстве - просто потому, что нынешнее российское руководство не воспринимает своих коллег в Киеве или Минске как равноправных партнеров.
Для Медведева и Путина и Лукашенко, и Янукович - это руководители "союзных республик", которые должны знать свое место во властной иерархии. Именно поэтому любое движение в сторону Европы Москва воспринимает как предательство, именно поэтому любую уступку типа харьковских соглашений она воспринимает как должное, именно поэтому такое бешенство вызывают политики, не желающие воспринимать себя в качестве данников Кремля. И играть с Москвой можно только понимая это параноидальное состояние ее власти, а не пытаясь рассорить ее лидеров - подобные ошибки допускаются на Руси со времени ее принадлежности Золотой Орде, и всегда приводят к фатальным последствиям.
автор: Виталий Портников