Дело не в сыре
Власть страстно хочет в мышеловку – только чтобы сыра в ней было побольше.
Эти фотографии обошли весь мир: руководители государств и правительств, пробующие вино, мясо или сыр в разгар эпидемий нелепых слухов – или настоящих эпидемий. Кажется, не стоит объяснять, что одной из главных обязанностей государства является поддержка отечественного производителя. Потому что именно от отечественного производителя, в конечном счете, зависит и стабильность экономики, и рабочие места, и доверие к этому самому государству.
Председателю Партии Регионов и премьер-министру страны Николаю Азарову на все это наплевать. Сделанное им в Одессе заявление об обоснованности российских претензий к производителям украинского сыра – выдающийся пример безответственности, неуважения к собственной стране и некомпетентности. Да, у главы правительства могут быть претензии к качеству продукции – но тогда, когда он солидаризуется с собственной, а не чужой экспертизой! Если же выводы своей экспертизы, руководство которой назначено правительственными решениями, не признаются в качестве обоснованных – зато на веру принимаются выводы иностранцев – то что это за экспертиза, что это за правительство, что это за государство такое?
Когда Азаров говорит о необходимости выработки совместных с Россией стандартов и совместного контроля за качеством украинской продукции, то кого он хочет обмануть – себя или своих сограждан? Роспотребнадзор заинтересован в поддержке собственного производителя – и это логично. Не логично то, что российская экспертиза становится орудием в руках недобросовестных конкурентов – не логично, но естественно, учитывая коррупционный характер российской экономики. Не логично то, что российская экспертиза становится инструментом для принятия решений политического характера, когда нужно "наказать" непокорную страну – не логично, но естественно, учитывая авторитарный характер российской власти.
И именно поэтому никакого совместного контроля с Россией быть не может. Совместный контроль – это не тогда, когда россияне контролируют нашу продукцию, а когда мы вместе с ними контролируем и украинские, и российские товары. Да-да, и российские, причем и те, что поступают на российский рынок. Именно так и поступают в Европе. Азаров рассчитывает на такой совместный контроль. Или просто хочет согласовать процедуру, согласно которой Москва будет решать, какой сыр нам есть – как это, собственно уже было до 1991 года.
Но дело не только в сыре – вернее, совсем не в нем. На российском рынке вы не увидите грузинских вин – Роспотребнадзор уверен, что они опасны для здоровья, а у нас в магазинах они есть. На российском рынке вы не увидите "Боржоми" и других грузинских минеральных вод – Роспотребнадзор уверен, что они опасны для здоровья, а у нас в магазинах они есть. На российском рынке долгие годы не было молдавских вин - Роспотребнадзор уверен, что они опасны для здоровья, а у нас в магазинах они есть и никуда не исчезали.
На российском рынке долгое время не было латвийских шпрот - Роспотребнадзор уверен, что они опасны для здоровья, а у нас в магазинах они есть и никуда не исчезали. Так вот, признает ли Азаров что мы травим людей или же что наша страна просто не принимает политических решений по продуктам? А когда в Москве решат в очередной раз, что нужно остановить молочную продукцию Беларуси – между прочим, члена пресловутого Таможенного союза – мы тоже закроем беларусские магазины или не будем участвовать в очередном конфликте диктаторов?
Все это – не риторические вопросы. От ответа на них зависит будущее страны, ее самостоятельность, самоуважение ее граждан. Для главы правительства, судя по той логике, которой он руководствуется, все это – пустые звуки. Именно поэтому это правительство сытых владельцев роскошных особняков всегда будет для нашей страны чужим и готовым продать ее по первому же щелчку хозяйского кнута. Это власть людей, которые страстно хотят в мышеловку – только чтобы сыра там было побольше.
Виталий Портников
http://rus.newsru.ua/