Александр Сокуров: я поражен абсолютной влюбленностью в войну…
Известный кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист России, обладатель «Золотого льва» Александр Сокуров, поражен с каким единодушным спокойствием на экстренном заседании Совета Федерации его члены одобрили использование российских вооруженных сил на территории Украины. Об этом и многом другом - в сегодняшнем интервью «АН-онлайн»
- Я поражен единодушием Совета Федерации в столь непростом, я бы даже сказал трагичном вопросе. Меня поразило, что никто даже не усомнился в том, что войска нужно вводить на территорию Украины. Никто из наших сенаторов не попытался обратиться к президенту, ни у кого не возникло мысли о том, что политические вопросы, - а это именно политический вопрос, - необходимо решать политическим путем. Нам неизвестно какую именно информацию получил Совет Федерации о ситуации в Украине. Члены СФ не подумали о жертвах, я имею в виду жизнях наших соотечественников, наших солдат. Я уже не говорю о том, как мы будем выглядеть. И это самые поверхностные вопросы.
- А Вас не удивили, спокойствие и скорость с какими принималось решение?
- Не знаю откуда такое самомнение, почему столь серьезные решения не вызвали драматического обсуждения. Такое ощущение, что все так влюбились в военное решение вопроса. Всем это так нравится, все считают это какой–то красивой и интересной историей, будто это большое патриотическое событие. Вы знаете, я вчера смотрел как Совет Федерации принимал решение, и мне казалось, что вижу какой – то страшный сон. Я говорю сейчас не о сути принятого решения, потому что я многого не знаю. Это очень сложное решение, которое может касаться и тактических и политических действий и военных обстоятельств. Но я поражен этой абсолютной влюбленностью в войну. Как будто речь идет не о российском народе, не о чести, не о жизни, а об участии в какой–то игре. Мы сыграли в Олимпийские игры, получилось хорошо, это какое - то опьянение, как какая – то наркотическая зараза, как будто мы насовершали всяких разных преступлений и нам это понравилось, и нам уже ничего не страшно.
- Многие граждане восприняли это решение, как предвестье начала войны с Украиной. На ваш взгляд, - ее удастся избежать?
- Я еще восемь лет назад, говорил своим друзьям и на общественных акциях, что у нас война с Украиной неизбежна. Я даже называл еще одну страну, где такой вариант не только возможен, но и очень трудно преодолим – это Казахстан. В Казахстане происходят гораздо более тяжелые по отношению к нашим с вами соотечественникам вещи. Казахстан постепенно вытесняет русскоязычное население со своей территории, люди оттуда бегут.
Там уже давно введен запрет на русский язык, но об этом боятся говорить. Я лично предпринимал немало попыток, чтобы помочь нашим русскоговорящим людям – выехать оттуда и как – то обустроиться у нас в стране. Но у нас их принимают отвратительно.
Я знаю, что десятки тысяч людей, которые приехали в Россию по программе переселения, здесь мучаются, у них нет документов. Они живут в тяжелых бытовых условиях, не получают зарплат, это кошмар, а не жизнь. Поэтому, если государство плохо работает много лет (а наше работает отвратительно), и мы никак не можем встать на ноги. Следовательно, оно может совершать чрезвычайно грубые тяжелые ошибки. Если у нас есть проблемы в социальной, экономической и политической жизни, то и в военной политике не все будет идеально.
В данной ситуации нужно идти на мирное урегулирование конфликта. Давайте пригласим руководство Украины сюда, устроим совместное открытое совещание, покажем его по телевидению в двух государствах – В России и Украине. Обсудим все вопросы, объясним друг другу позиции.
- На ваш взгляд Россия вообще должна была вмешиваться в конфликт в Украине, или нужно было дать возможность другому государству самому разобраться в своем внутреннем конфликте?
- Россия не должна подходить к подобным ситуациям с точки зрения военного вопроса. Без всякого сомнения, все, что происходит на Украине, это внутренние дела их государства.
- Но мы ведь вроде как стоим на защите своих соотечественников, проживающих там?
- Есть государства, которые включают в себя этнически разные составляющие. Мы с этой точки зрения - очень разнообразная страна. И русскоязычные люди на Украине – это граждане Украины. И они должны были в первую очередь отстаивать интересы своего государства, если они там живут. Или наоборот, прямо сказать, что они выходят из состава Украины и хотят присоединиться к России.
Я считаю, что это внутреннее дело Украины и надо помочь им разобраться самим. Понятно, что нам многие вещи могут не нравиться. У меня самого видео, которые я вижу в интернете, вызывают шок, когда например лидеры с автоматами врываются в кабинеты прокуроров и т.п. Меня охватывает ужас.
- Но как говорят мы же с украинцами один народ?
- Мы не один народ с украинцами, мы разные. У нас внутренне разные культуры. Не зря украинцы всегда хотели жить отдельным государством. Да, мы близки, у нас есть много похожего, но это не означает, что мы один народ. Это совсем не так. Мы разные и нам эту разность нужно уважать и ценить. Мне кажется, что некое страшное затмение нашло на многих русских людей. А это означает что, все те проблемы, все те грехи народа, которые были совершены в сталинское время, те страшные репрессии, неразрешенные и непокаянные грехи, все это сейчас всплыло на поверхность и начинается заново.
Мы и тогда, как народ, поступили плохо, поддерживая репрессивный сталинский режим, прославляя все то зло. Мы не покаялись, мы не посчитали все это ошибкой.
Нельзя решать военной силой столь деликатную проблему украинского государства.
Я надеюсь, что в конце концов этого не произойдет. Потому что, если это случится, то нам на долгие годы о нашей государственности придется забыть. Потому что будут необратимые последствия. Украина все равно выживет, и будет тем государством, которым она хотела быть. А мы нанесем удар по нашей стране абсолютно деградирующего свойства.
Никакая армия нас не спасет от окончательного внутреннего развала нашей страны. Наше государство сейчас не в том состоянии, чтобы допускать подобные ошибки...